Разгреб обзоры Локи-игр, и хватит с меня их. Пока что. Надо бы и для себя поиграть. Одно в этой идее с обзорами было хорошо: я перелопатил кучу жанров сразу. Вспомнил что-то из того, во что уже играл. И захотелось мне сейчас какой-нибудь старой доброй РПГ, да чтобы с монстрами, эльфами, мечом и прокачкой персонажа. И вспомнил я, что давно хотел поиграть в ведьмака. "Сначала книга или игра? Как лучше? Они повторяют друг друга или имеют разные сюжеты?" Так я начал читать и играть одновременно. В саге 7 книг. В игровой вселенной 3 части.
Книги.
Можно сказать, сага состоит из двух частей - 2 книги рассказов о самом ведьмаке Геральте. И 5 книг о ком угодно, в том числе и о ведьмаке. (На самом деле они о девочке-княжне-чародейке-ведьмачке, приёмной дочери Геральта Цири). О Цири сюжет куда более глобальный, мощный, затрагивает и политику, и интересы разных слоёв общества, рас. Зато рассказы о Геральта более... Фэнтезийные, скажем так. Ламповее, душевнее. Некоторые забавные, некоторые грустные. Там больше о людях, о монстрах. О том, что не некоторые монстры заслуживают жизни больше, чем люди. "- Ведьмак, говорят, у тебя два меча потому, что один железный для людей, а серебряный для монстров. - Нет, оба для монстров".
Не хочу вдаваться в сюжет, но всё равно в него вдамся, так что просто несколько основных фактов. Потому что книги я могу описать или просто эмоциями, как оно читалось, или чуть ли не пересказом с упором на забавных фактах и сценах. А вот в играх постараюсь только яркие моменты. И кратко.
(Кто-то ещё верит в моё кратко? Я нет. Потому что я УЖЕ не вместился в 60 000 и буду дробить рассказ на несколько частей). Кратко. Почти что словарь имен и названий для понимания моих восторженных возгласов
Геральт - ГГ. Ведьмак. Убивает Чудовищ за деньги. Пытается быть нейтральным к политике, но умело вляпывается по самые брови.
Йеннифэр - чародейка. Его возлюбленная. Статус "всё сложно" - это про неё.
Цири - ведьмачка, княжна Цинтры. Их приёмная дочь. Стратегически важный объект для северных королей, их шпионов, императора, эльфов, чародеек, мага, и просто судебной системы.
Королевства севера - группа стран, мало отличимых одна от другой, с одним языком и свободными для перемещения границами.
Империя - огромная страна к югу от северных королевств. Жаждет поглотить Север. Не кратко. Спойлеры для тех, кто не читал, но собираетсяЕсть Геральт. Он ведьмак. Профессия такая. За деньги убивает чудовищ. Вымирающая профессия. И опасная. Да и чтобы из человека сделать ведьмака, нужно провести ряд испытаний, мутаций. Как итог - кошачье зрение, отменный слух, иммунитет к болезням, долголетие, бесплодие. Из магии только умение изготавливать элексиры и мелкие амулеты, мази, а так же пара ведьмачьих знаков рукой для простой магии. Толкнуть, поджечь, затуманить мозги.
Бурная и крайне непостоянная любовь у него с чародейкой Йеннифэр. У той, как у любой чародейки, в запасе долголетие, магическое омоложение и прихорашивание, бесплодие и большой простор возможностей для использования магии.
Однажды ведьмак помогал королеве Цинтры решить проблему одной клятвы. Интересная на самом деле клятва есть в этой вселенной. В ответ на помощь можно потребовать "отдать то, что не ждёшь застать дома". И всегда это оказывается ребенок. Ну вот таким ребенком неожиданностью оказалась принцесса, которую королева, само собой, не хотела отдавать проклятому рыцарю-чудовищу Йожу. Ведьмак, вместо того, чтобы убить чудовище, расколдовал его. Принцесса с радостью вышла замуж за рыцаря. Королева махнула рукой и решила, что и так сойдёт. А за свою помощь ведьмак тоже решил попросить с рыцаря "то, чего не ждёшь". Принцесса густо покраснела и призналась, что беременна. (Мне одно не понятно, как ведьмака тут же не убили за такую просьбу?). В общем-то теперь будущий ребенок связан с ведьмаком Предназначением. В теории, как ты не вертись, а судьбы их переплетены и они ещё не раз встретятся. Так и вышло. Так в истории появилась девочка Цири. Пока что княжна королевства Цинтры.
Есть в этой вселенной Империя. Не хватает только приставки "злобная". Большую часть книг не покидает ощущение, что это эталон злодейского зла. Без всяких предысторий. Просто поверь, читатель, что империя Нильфгаард - это ужас. Империя хочет захватить все северные королевства. А королевства бедные и несчастные. Что интересно, все королевства говорят на одном языке. Империя на другом. Те же главные герои постоянно путешествуют из страны в страну, будто между странами нет ни границ, ни ещё чего-то. Как будто нужно представлять себе благостный край северных королевств и черную империю варваров. Ах да, специально для этого имперцев зовут черными. Они ж носят только чёрное. В общем да, не пришлась мне по душе геополитика книг. Не продумана от и до. И это не смотря на то, что первое время трудно разобраться во всем этом многообразии имён и названий. Интриги королей, глав разведки, имперской знати и императора, чародеек, одного особенного мага.
Лучше о хорошем. Как я уже говорил, рассказы о ведьмаке несут в себе довольно оригинальные и неожиданные идеи, мысли. Если там появляется персонаж на один рассказ, то ты его уже не забудешь. Яркий, прописанный. Хороший или плохой, но запоминающийся. Первые книги про Цири мне нравились тем, что очень уж аккуратно и достоверно она прописана, как персонаж. Вот читаешь, и умиляешься бытовым мелочам, прямо таки веришь, что это мысли и действия десятилетней девочки, которую жизнь занесла черти куда. Родители погибли при кораблекрушении, Нильфгаард разрушил родной город, бабушка убита, а на неё саму ведётся охота. И вот вроде Геральт нашел и спас её, отвёз в крепость ведьмаков, где она с удовольствием обучается. А с другой стороны, это маленькая девочка, княжна в обществе суровых дядек в полуразвалившейся крепости, продуваемой всеми ветрами. Ни друзей, ни того, кто мог бы помочь советом, лаской, теплом. Со временем, конечно, из маленькой девочки выросла сначала любопытная и острая на язык девица, которую Йеннифэр обучает магии. На самом деле каждый этап в жизни Цири был очень интересный. И обучение в монастыре. И уроки магии у чародейки. И как убегая от погони она провалилась в древний телепорт и оказалась в пустыни. Днём изнемогала от жары, ночью колотилась от холода. Ни воды, ни еды. И тут вроде уже не ожидаешь ничего хорошего, а потом раз, и посреди пустыни единорог. Тоже маленький и глупый. Вот так вдвоём они кое-как и выбрались из пустыни. Ели ящериц, муравьёв, рыли ямки в поисках воды. Следующий этап - бандитская банда. Была милая девочка - стала отбитая наркоманка и убийца. Ну а дальше эльфы, пророчества, Избранные и прочее.
Эльфы. В этой вселенной они довольно необычные. Если верить им на слово, то раньше на земле жили эльфы. Строили города без крепостных стен. Возводили сады, статуи, фонтаны и купели. Слагали стихи. Потом появились другие нелюди (гномы (как в белоснежке любят драгоценные камни), краснолюды (как дворфы в любом другом фэнтези занимаются тяжёлой промышленностью) и низушки (ближе всего к хоббитам. Мелкие, трудолюбивые фермеры и цитирую "недурно метают садовый инвентарь"
. А потом пришли люди и стали захватывать города эльфов, выгонять из оттуда. Эльфы, будучи излишне одухотворёнными подумали, что люди - проблема не страшнее нашествия саранчи. Главное переждать. Они то долго живут, а люди умирают быстро. Когда же в их ушастые головы дошло, что люди - это на долго, было уже поздно. Слишком те расплодились и закрепились на их земле. Часть эльфов ушли высоко в горы, где их не достать. Они назвались Народ Синих гор. Там и живут кое-как. Часть ушла в иной мир, когда было сопряжение миров. Но теперь ни туда, ни обратно нет дороги. Эти назвались народом Ольх и живут... Как-то живут. По моим ощущениям - как в каком-то вакууме. Будто в их распоряжении только клочок земли под магическим барьером. Не войти, не выйти. С другой стороны там есть дворец с королем, есть реки и сады. Что ещё нужно эльфам? Ну а есть те, кто взялся за оружие и пошел против людей. Во времена "вот были люди в наше время" это называлось восстанием эльфьей молодежи, где все и полегли, лишив расу шанса плодиться и размножаться. Почти все молодые сгинули, а старики малоплодовиты, а то и бесплодны. Сейчас же те эльфы, кто выступает против людей зовутся скоя'таэлями. Они вместе с другими нелюдями сидят по лесам и болотам и мешают людям нормально жить. Грабят, жгут, убивают. Бандиты, одним словом. Есть ещё те, кто пытаются уживаться с людьми в их городах. Ущемляемые, угнетенные. В общем, эльфы в этой вселенной жалкое зрелище.
И вот Цири попадает через древний телепорт (ещё один, да. Одного раза было мало) в Край Ольх к эльфам. Она там дорогой и желанный гость. Долгожданный, можно сказать. Правда назад её не выпустят, а так да, гость. Гуляй где хочешь (жаль, что мир-пузырь и далеко не отойдешь - перекинет обратно), делай что хочешь (правда тут нечего делать). А выпустят ее только тогда, когда она родит от эльфа ребенка. От любого, но лучше бы от короля. О.о
Ну... Отойдем немного в сторону. 1) Давным давно было произнесено пророчество, что наступит час белого хлада. Вечная зима, одним словом. И что будет такой избранный, что поведет за собой выживших на юг и приведет их в благостный край. 2) народу Ольх позарез нужно из этого мира уйти. А ещё лучше забрать из "нашего" своих собратьев. Вот они путем магии и селекции почти вывели в некой Ларе Доррен ген, который позволит открывать врата между мирами. Вот только та Лара влюбилась в человека, умерла, оставив после себя ребенка. И затерялся этот ген где-то в жилах людей. Чаще королей. Цири как раз наследница этого гена, так что всем она нужна. Тяжело найти в этой вселенной хоть кого-то, кому она не нужна.
Императору живой - чтобы родила ему наследника. Чтобы будущий император был ещё и тем самым Израбнным. А ещё она ему нужна потому, что она единственная наследница своей страны.
Северным королям. Скорее мертвой, чем живой, чтобы не досталась императору. А ещё каждый хочет, чтобы не досталась соседу, а то тот получит слишком жирный козырь в войне с империей.
Эльфам от нее нужен ребенок-эльф, чтобы вернуть украденное, то есть ген Избранного в эльфью расу.
Одному отбитому чародею и вовсе только плацента (ну или что он называл "детским местом" Его планы были омерзительны, так что даже не хочу вдаваться в подробности) для всемогущества.
Ложе чародеек - будущее магии. Что в целом тоже сводится к тому, под кого лучше подложить Цири с её Геном.
Половине местных судебных органов как севера, так и империи - её голова за бандитскую юность.
Одному двинутому охотнику за головами - убить ведьмаков из всех школ. А особенно необычную ведьмачку. В итоге он поймал ее, посадил на цепь, бил, унижал, бросил на арену сражаться.
Геральту - чтобы найти её и помочь. И больше не терять.
Йеннифэр - чтобы спасти её, но так, чтоб остальные чародейки не нашли их.
Одному нильфу по имени Кагыр - потому что он дважды провалил задание императора поймать ее и доставить в империю. Дважды он приговорен к смерти. Но в какой-то момент присоединился к Геральту и его компании, чтобы помочь им найти Цири.
И вот, она в гостях у эльфов. Родишь - вернём тебя в тот же отрезок времени. Действующие лица, они же варианты, от кого можно понести:
Король. Было бы желательнее от него. Это почётно. Но он очень-очень стар. На вид, конечно, как и все эльфы молод, тощее юношеское тело, пускает мыльные пузыри с блюдечка. Но возраст даёт своё. Особенно в постели. За несколько попыток он так и не смог. Ну... Бывает. Хотя это грустно. Правда грустно. Он старался. Но дальше предварительных ласк не вышло. Даже пробовали порошком затянуться. (Что меня убивает, в этой вселенной один и тот же наркотик нюхают что бандиты, что сброд с дороги, что король, что даже эльфы в другом мире). А от афродизиака он и умер. Тоже как-то весьма грустно.
Лис. Характер соответствующий. С виду спокойный, рассудительный. На деле показал себя как Снейп-истеричка. "Я любил твою мать" (эльфы не берут в расчет все человеческие звенья в цепочке гена Лары).
Ястреб. Чтобы проникнуться этим персонажем, приведу одну сцену.
"Цири со скуки гуляла по окрестностям верхом. Наткнулась на Ястреба. Её кобыла попыталась укусить эльфа за ухо. (Стоп. Вы только вдумайтесь Кобыла. Укусить. Эльфа за ухо! Уже пошла жара).
- Осторожней, она не любит чужаков.
- Некоторых норовистых кобылок нужно хорошо обходить хлыстом. С лошадьми это тоже работает, - отвечает эльф.
После взаимных колкостей и обсуждения лошадей сговорились они устроить скачки. Цири выиграла. Эльф похвалил "и коня, и амазонку".
- Ну что, уже не придется нас взнуздать хлыстом?
- Только с твоего согласия. Некоторым кобылкам нравятся ласки погрубее.
- В прошлую нашу встречу ты сравнил меня с кучей перегноя. Теперь кобыла, значится?"
Я от одной лишь этой сцены нервно ёрзал по креслу во время чтения. Как же мне хотелось, чтобы в итоге Ястреб завалил Цири. К сожалению она сбежала раньше. А жаль. Колоритный вышел персонаж. И есть у меня подозрения, что я в игре его ещё встречу.
Ещё хочу рассказать историю Кагыра (тот нильф, что дважды должен был похитить Цири). Очень уж мне понравился персонаж (а мне вообще в этой вселенной до одури нравятся неправильные персонажи). Вот он дважды должен был найти и доставить Цири. Один раз ещё совсем маленькую, когда рушили и жгли ее родной город. Второй раз она уже была вполне взрослой и сама ему дала отпор, почти убила, но передумала, заглянув в его глаза, и оставила раненного. И ведь почему он сейчас помогает Геральту. Да потому что влюбился, дурень. Похоже ещё тогда, когда вез малютку сквозь горящий город, кутая от дыма в плащ, намеченный в луже грязи, крови и нечистот. Даже умудрился вывезти её из города, присоединиться к отряду северян (всего-то и нужно было выбросить свой крылатый шлем. Ибо от копоти они все были черные, а не только он). А потом ещё в реке отмывал её от грязи и горелой одежды. Цири была безумно напугана, а он как назло забыл все слова её языка, чтобы успокоить. Так в итоге Цири всю жизнь в кошмарах снила вороньи крылья с имперского шлема, вылетающие из огня. А он как дурак пошел против императора лично и империи в целом ради того, чтобы ещё хоть раз её увидеть, даже если она его тут же убьет. После второго провала его связали, положили в гроб и повезли в империю. И угадайте, кто его таким нашел чисто случайно? Правильно, Геральт. Освободил и сказал никогда на глаза не попадаться. А что сделал Кагыр? Правильно. Тут же поплелся за Геральтом и его компанией. На самом деле один раз он им здорово помог не быть раскрытыми. Геральт и Ко столкнулись с отрядом солдат. Произошла стычка. И они в общем-то почти всех перебили, но один солдат на коне драпанул в лес. К его счастью там скрывался Кагыр. Так он и шел по пятам за Геральтом, не попадаясь на глаза, хотя все знали, что он где-то там. В другой раз и вовсе помог бежать Геральту из плена. Так в итоге и сдружились. Хотя Геральт настойчиво и друзей то своих отсылал, аргументируя тем, что смертельно опасное путешествие он должен закончить в одиночестве и не подвергать опасности других. Был забавный эпизод. Геральт в очередной раз попытался отослать друзей домой.
Поэт наловил рыбы. Мелкой, но все же.
Деревенская девушка-лучница предложила наварить ухи, все равно толком рыбёшку не пожарить.
Бандитка нашла в ручье корзину с овощами. Где-то с затонувшей лодки прибило к берегу.
Вампир дал разных трав и кореньев. (Да, у них очень странная компания была. Подумаешь, вампир).
Не знали как процедить, так нильф предложил свою кольчугу в качестве дуршлага.
Все дружно смотрят на Геральта. "Эй, одинокий волк, может хоть овощи почистишь?"
В итоге Кагыр действительно увидел ещё раз Цири, даже можно сказать добился того, чтобы она перестала видеть в нем только демона из своих кошмаров. И умер за неё в бою. Даже жаль. Нелепо вышло. А по началу так красиво. Цири преследуют по коридорам замка. С одного боку враг, с другого. Выбегает на развилку, а там Кагыр - её ночной кошмар. И тут он бросается на ее противников, на ходу заверяя, что хочет помочь. В целом, вся компания Геральта погибла за Цири. Даже вампир. Потому что в одном месте оказалась куча вооруженных людей, двинутый чародей и поехавший охотник за головами. Один искусно владел магией, а другой - мечом. А теперь представьте, из последних сил Геральт, Йеннифэр и Цири добивают своих врагов и медленно ползут к выходу из замка. А там куча нильфов и сам император. Шок, удивление, разочарование? Это ещё цветочки. Геральт идёт общаться с императором. Узнает в нём рыцаря-чудовище, которого 16 лет назад расколдовал. На минуточку император оказывается отцом Цири. (Если всех предыдущих фактов завышенной значимости одной девочки для целой вселенной было мало). То есть император знал с самого начала, что от союза с той принцессой выйдет ребенок с геном эльфки Лары, и уже тогда собиралась потом от собственного ребенка получить наследника-избранного, который будет великим императором и спасителем мира от вечной зимы. Да тут даже игра престолов нервно курит в сторонке. Ладно. Узнал его ведьмак. Видимо тоже окончательно обалдел от того, какой этот мир больной, и сдался. Понял, что Цири ему не отвоевать у императора. А дальше ещё интереснее. Император обещает, что Цири будет не несчастные любой другой жены правителя. Свыкнется. И что он её не обидит. Да и Геральта он отпускает, в благодарность за былое, за то, что сберёг Цири. Ведьмак устало разводит руками.
"Ты же понимаешь, что где бы я ни был, я выберусь из любой темницы, хоть с того света и попытаюсь найти Цири, забрать от тебя. Лучше убей!"
На что император предлагает Геральту с Йеннифэр принять горячую ванну и перерезать себе вены. Добровольно. На что они и соглашаются. Принятие ванной вышло весьма и весьма горячим. Страстным. После чего они зовут стража, который должен подать им нож. Но вместо стража приходит Цири. Как оказалось, император уже почти погрузил её в повозку, чтобы увезти во дворец, но храбрая ведьмачка, только что убившая с десяток людей, расплакалась. Как ребенок. От бессилия и отчаянья. От несправедливости жизни. Да так, что все солдаты императора с горечью отворачивались. Да и сам император не выдержал, подошёл, обнял и успокоил ребенка. Своего ребенка. Да и отпустил еёВот такая невероятная история. Читалось всё на одном дыхании, хотя книге к 5 осталось мало персонажей и/или рас, которые меня не бесят. Эльфы - бомжи и наивные неудачники. Другие нелюди - тоже, но как-то в меньшей степени. Короли какие-то мелочные и бестолковые. Чародейки - высокомерные твари. Геральт заколебал рефлексировать на тему своей уходящей в прошлое профессии и на тему сохранения нейтралитета. Цири из милой девочки превратилась в жестокую убийцу с поломанной психикой. Геополитика местами непродуманная. Но по итогу всё равно не оторваться от чтения. Может потому, что каждый раз находишь для себя персонажа, который нравится. Может потому, что "этот нравится, этот нет" - факт не постоянный. Персонажи меняются и крайне динамично. Кто-то быстрее, кто-то медленнее (зависит от возраста и количества невзгод). А иногда приятный глазу персонаж умирает. Не иногда. Отчасти мне понравилось, что большинство персонажей "доведены до конца". Да, кто-то умирает во время описываемых событий. А кто-то лет через 10-40-100~ от болезни, от старости, от пыток. То есть история большинства персонажей, которые были по значимости где-то между массовкой и вторым планом, рассказана до конца. Это приятно. Да, им больше нет места в текущих событиях, но читателю всё равно рассказывают хотя бы кратко, чего они достигли, как сложилась их судьба. Иногда грустно, иногда гордишься ими.
Ещё один плюс (а местами минус) - хронология повествования. С ней не соскучишься. Рассказы о ведьмаке - набор историй, которые связаны между собой не слишком сильно и происходят зачастую в разное время. Каждая история состоит из нескольких глав. Так вот, допустим X, Y, Z - истории, а 1,2,3 - их главы. И читать их в порядке похожем на X1, Y1, X2, Z1, Y2, X3... слегка неудобно. Не сразу понимаешь, о чём идёт речь. Ладно. Следующие пару книг идут вроде как линейно, разве что случаются сильные перемотки событий. Как будто кто-то года на два ушёл в спячку. Последние книги нелинейны и начинаются почти с конца, а потом всю книгу рассказывается, как герои до такого докатились. И что интересно, ещё и не от одного лица. События показывают и со стороны Цири, как непосредственного участника, и со стороны тех, кто за ней охотится, и случайного встречного какого-то, и от лица допрашиваемых свидетелей примерно через год от событий, а то и вовсе от лица медиумов, умеющих видеть осознанные сны, лет эдак через 40-100. (Точно дату не установить). Подход интересный. Иногда мешает чтению, иногда наоборот сильно его разноображивает. Одно могу сказать точно, я не жалею потраченного времени. Всё же сюжет захватывает и не отпускает, вызывает бурю эмоций, как хороших, так и спорных, а то и негативных.
Я знаю, что новый собираются снимать. Нетфликс вроде